Куда исчезли покупатели планшетов – разбираемся в рынке и его перспективах

Главная / Статьи / Куда исчезли покупатели планшетов – разбираемся в рынке и его перспективах

Куда исчезли покупатели планшетов – разбираемся в рынке и его перспективах

Крупные исследовательские компании часто отличаются тем, что не могут точно предсказать поведение рынка и то, что на нем происходит, но у них есть огромный плюс – задним числом они всегда осознают свои промахи и придумывают очень правдоподобные объяснения тому, что случилось. С большой долей иронии стоило прочитать отчет IDC о рынке планшетов, который компания выпустила на прошлой неделе. В нем пересматривался прогноз объема рынка на 2014 год – в частности, компания теперь ожидает, что всего будет продано 245.4 миллиона штук, ранее она считала, что рынок достигнет 260.9 миллиона штук. Даже при текущем расхождении рынок планшетов вырастет к 2013 году на 12.1%, в 2013 году он вырос на 51.8%. Надо понимать, что IDC считает поставки в каналы (sell-in), которые могут сильно расходиться с реальными розничными продажами. Второй момент, который сильно расходится с индустрией – в IDC в угоду Microsoft относят ноутбуки на Windows 8.x, со съемными клавиатурами или ноутбуки-трансформеры, которые можно превратить в подобие планшетов, именно в эту категорию. Например, в Lenovo считают продажи Windows-ноутбуков и планшетов отдельно, что выглядит правильнее и отражает их реальное позиционирование.

Но даже вклад Windows-ноутбуков не способен спасти картину мира от IDC, продажи сокращаются. Достаточно посмотреть на лидера рынка – компанию Apple, которая, по моему убеждению, создает наиболее интересные устройства по соотношению цена/качество. Во втором квартале 2014 года продажи всех версий iPad упали на 16% до 16.35 миллиона штук, годом ранее их продавали 19.47 миллиона.

Давайте взглянем на доли рынка компаний в первом квартале 2014 года, возьмем для удобства данные IDC.


Серьезных и сильных игроков, кроме Apple и Samsung, на этом рынке нет. Второй эшелон выглядит догоняющим, рост Lenovo во многом связан не только с Android-устройствами, но Windows-ноутбуками, которые считает IDC. Компания растет, но пока особой погоды на рынке не делает. Давайте посмотрим на раздел Другие, там есть рост, но он незначительный – в 11.5 процентов. Кто же тогда отъедает продажи Apple?

Вопрос вовсе не праздный – если у Apple хорошие продукты, которые задают планку функциональности, у них адекватная стоимость, то почему их доля не растет? Очевидный ответ, пожалуй, заключается в стоимости – на рынке есть предложения Android-планшетов по бросовым ценам. Устройство с диагональю в 7 дюймов уже можно приобрести за 50-60 долларов в розницу, с модулем 3G его стоимость начинается от отметки в 90 долларов и выше. Приведу пример российского рынка – планшет МегаФон Логин 2 является бестселлером, его продажи составляют примерно 30 тысяч устройств в месяц.

Обзор бюджетного смартфона МегаФон Login 2 (MS3A)

Обзор бюджетного Android-планшета Megafon Login 2 MT3A

Цена играет роль, и расширение рынка за счет недорогих устройств должно происходить взрывообразно – но этого не происходит! Мы видим, что рынок вырос незначительно и все прогнозы аналитиков, учитывавших его бурный рост, просто не сбылись.

Вот тут и пришло время посмотреть на рынок планшетов пристально и держать в голове то, что он вовсе не так уникален, как нам хотелось бы представлять, а является частью рынка электроники как таковой, на него действуют те же законы и причинно-следственная связь может быть одинакова.

Первое, о чем хотелось бы сказать – на мой взгляд, весь рынок планшетов условно можно разделить на фирменные и нонейм, то есть произведенные безвестными компаниями. В сегменте фирменных планшетов однозначный лидер – Apple, в Samsung выпускают продукты-заменители на Android, поэтому компания имеет больший модельный ряд, разные цены – она выступает догоняющей. Но борьба этих двух гигантов происходит за одного и того же покупателя – тех, кто готов выложить деньги за фирменное устройство и готов платить за марку. В сегменте планшетов наценка за марку устройства весьма невелика, в отличие от тех же смартфонов, где она заметно выше. В какой-то мере другие производители – Asus и Lenovo – могут считаться альтернативой как Apple, так и Samsung, они играют в том же сегменте – используют свою известность среди покупателей компьютерной техники.

Второе – ниша безвестных производителей очень многообразна, вы найдете сотни планшетов на любой вкус, как по бросовым, так и по высоким ценам. Но никто из таких компаний до сегодняшнего дня не решился вкладываться в дизайн устройств, создавать марку в планшетах, хотя примеры такого подхода у китайцев в области смартфонов мы видим ежедневно. Единственным исключением, подтверждающим это наблюдение, становится Xiaomi Mi Pad, который анонсирован недавно.

Xiaomi Mi Pad. Первый планшет компании

[Xiaomi Mi Pad]

Xiaomi Mi Pad

Этот сегмент живет совсем по иным правилам, нежели тот, в котором играет Apple, Samsung, Asus, Lenovo. Если в первом случае продукты Apple задают ценовой уровень, а на него ориентируются другие компании, то во втором случае есть ценовая война за самую маленькую стоимость. То есть, подход китайских компаний сильно отличается – это ориентирование на минимальную стоимость. И эти два сегмента практически не пересекаются по своим потребителям – у них сильно отличаются потребности, взгляд на жизнь и многое иное. Это очень разные люди.

Представить себе, что покупатель планшета от Apple/Samsung сможет безболезненно пересесть на безвестного китайца с меньшей в 3-4 раза ценой и не почувствовать разницы, нельзя. Таких примеров вы на рынке не найдете, это будут единичные случаи. А вот обратную ситуацию вообразить себе очень легко, что со временем покупатели недорогих планшетов будут переключаться на более дорогую технику. И вот тут и возникает первый сбой в рассуждениях аналитиков про этот рынок. Все модели, которые строились по аналогии с рынком смартфонов, перестают работать, так как переток покупателей дешевых планшетов на дорогие модели не такой большой. Он почти незаметен.

В связи с этим появилось множество рассуждений об особенности этого рынка, непохожести его на рынок смартфонов и невозможности применения того же подхода. Это все полная ерунда – рынки максимально схожи, просто небольшой относительно смартфонов рынок планшетов первым ощутил те фундаментальные сдвиги, что произошли в сознании потребителей. Мы шли к ним последние 5-6 лет, в итоге добились того, что они незаметно стали претворяться в жизнь, и эта история началась даже не в области телефонов, а первой жертвой стали персональные компьютеры и ноутбуки.

Давайте поговорим о таком параметре как жизненный цикл устройства. Какое-то время назад в моей жизни исчезли ПК в том виде, как они присутствовали с первых дней – коробка, стоящая на или под столом. Уже больше 10 лет я пользуюсь ноутбуками как основным рабочим инструментом. Но во времена обычных ПК я привык к двухлетнему циклу их замены – выходили новые процессоры, был прогресс в области оперативной памяти, появлялись более мощные жесткие диски. С приходом ноутбуков изменился форм-фактор, но прогресс в аппаратной начинке оставался примерно таким же, как результат, ноутбуки жили также около двух лет. Для них это также был оптимальный срок жизни, так как корпуса приходили в негодность, аккумулятор терял емкость и происходили другие негативные происшествия. Средний срок службы ноутбуков был чуть выше – но многие люди просто не применяли их так же интенсивно, как и я. Десять лет назад средний срок жизни ноутбука составлял около 3.5 лет, причем надо отметить, что появление недорогих нетбуков сократило этот срок до 2.7 лет (нетбуки не ломались, они морально устаревали и их клали на полки – поэтому такой низкий срок службы).

Угадайте, что произошло с ноутбуками в последние пять лет? Средний срок их службы вырос до 4.5 лет, причем эти данные выглядят заниженными, так как мы еще не видим реального срока службы для моделей 2010-2011 года, когда они вышли на пик с точки зрения материалов, качества исполнения и тому подобного. Например, этот текст я пишу на MacBook Air 2011 года, который честно прожил три года и практически не устарел. Емкость батареи упала после 500 циклов зарядки/разрядки до 80 процентов, но это единственный минус. Быстродействие, качество работы – все это осталось на прежнем уровне. Оговорюсь, что сейчас единственной причиной для смены этого ноутбука становится такой параметр как моральное устаревание – вроде бы надо сменить. Но реальной причины сделать это нет. Поэтому приходится себя убеждать и уговаривать, что надо приобрести новый компьютер. Начал я это делать загодя, еще прошлой осенью, но решиться все никак не могу. Правда заключается в том, что мой Air вполне работоспособен и не имеет никаких минусов в повседневной жизни, которые приходят с устареванием железа.

Вот тут самое время спросить – какое отношение ноутбуки имеют к планшетам? На мой взгляд, самое прямое – планшеты с первых дней своего существования были ориентированы на максимальный срок жизни. Не так давно у меня дети разбили экран в первом iPad, но до этого момента прекрасно играли на нем. В общей сложности он прожил до выхода из строя 4 года. Мой основной планшет – это iPad Retina на 10 дюймов, ему два года с небольшим. Никаких причин заменять его на iPad Air просто нет – он прекрасно справляется со своими задачами. Примерно такой же подход у большинства потребителей планшетов от известных марок – они живут до момента, пока не появляется что-то сногсшибательное (ничего подобного на горизонте нет) либо пока они не выходят из строя. То есть, жизненный цикл устройств максимально долгий.

В сегменте нонейм устройств жизненный цикл также большой, но ровно по другой причине – экономия. Человек, покупавший такое устройство, сильно сэкономил и попытается выжать максимум из него – то есть будет пользоваться устройством до момента его выхода из строя. Как ни странно, но срок службы таких устройств примерно одинаков с дорогими – отличается качество того, что вы получаете, скорость работы – но срок службы сравним.

И тут мы приходим к очень важному моменту – планшеты, также как ноутбуки сегодня, имеют максимальный жизненный цикл. Это не позволяет рынку расти все время, на нем наблюдается ярко выраженная сезонность (например, продажи перед Новым Годом), а также он становится напрямую зависим от представления новых технологий. То есть, если раньше рынок был растущим, то теперь его можно назвать взрослым и стабильным – его продажи напрямую зависят от того, будут ли появляться технологии прорыва. В какой-то мере в качестве аналогии можно привести воздушный шарик – он может сдуваться, может снова раздуваться – это объем рынка планшетов. Попытки провести параллели с рынком автомобилей, на которые я пару раз натыкался, неверны. Автомобили не представлены во всех странах так же хорошо, как электроника. Налогообложение в разных странах для автомобилей сильно отличается, что также приводит к дисбалансу рынков. Да и стоимость автомобилей значительно выше, чем у электроники. В то время как электроника представлена во всех странах мира, и купить тот же Apple iPad не представляет труда – разница в цене не будет космической, цены примерно выровнены во всех странах (нет разброса цен в 2 раза, как это было когда-то, рынок стал взрослым и насытился).

Поэтому можно смело утверждать, что рынок планшетов переживает отнюдь не лучшие времена не потому, что они не нужны, а оттого, что, напротив, они вполне выполняют свою роль. А новые потребители приходят на этот рынок не так быстро, как могли бы. То, о чем не говорят аналитики сегодня, но что станет реальностью завтра, вытекает из поведения людей. Следующие изменения затронут рынок смартфонов – он также прекратит свой рост (в конце 2015-начале 2016 года). Но самое главное, что жизненный цикл устройств вырастет, причем по сходным причинам. Уже сегодня во всех странах мира мы наблюдаем отказ от дорогих смартфонов в пользу недорогих устройств. Это не следствие кризиса, как нам пытаются объяснить это производители. Отнюдь. Это вытекает из изменившегося восприятия мира со стороны потребителей – телефоны перестали играть ту статусную роль, которую они взяли на себя 20 лет назад. Эти устройства стали массовыми, доступными, и не играет большой роли, что они умеют – плюс-минус, вы получаете стандартный набор с разным удобством использования. Уход статуса моментально превратил телефоны в обычный продукт, который оценивается ровно по тем же параметрам, что и другая электроника. Вывод? Думаю, что рынок смартфонов переживет в конце 2015-начале 2016 годов такой же спад, как мы видим сейчас для планшетов. Жизненный цикл устройств возрастает, но сегодня производителей спасает только одно – технологический цикл развития этих устройств еще не уперся в потолок, это произойдет в 2016 году, когда мы увидим новые чипсеты с реально большим временем работы от одной зарядки. Но это же и станет концом бесконечного цикла смены телефонов в 1-2 года. Их срок службы вырастет. Это можно только приветствовать, так как выбор для людей станет более осознанным, они будут осторожнее подходить к этому вопросу.

Мы не видим сегодня во всей полноте роста среднего срока использования смартфонов в мире по одной простой причине. Разность культур и разные стартовые позиции стран вмешиваются в процесс наблюдения. Например, рост благосостояния в Китае позволяет студентам менять телефон 3-4 раза в год, это портит статистику и позволяет надеяться производителям, что так и будет. Но, например, опыт России, которая прошла ровно через то же самое, показывает, что эта тенденция не сохраняется – игрушки надоедают, и через 5 лет рынок повзрослеет. Итог будет таким же, как у других стран.


Назад

Отзывы о нас

На данном сайте используются cookie-файлы. Используя данный сайт, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Подробнее.